НОВОСТИ
23.09.2015
Трактовка психических процессов (статья)
Трактовка психических процессов как специальных познавательных действий, формирующихся в онтогенетическом и функциональном развитии, с каждым годом получае...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Клеящие вещества (продолжение)
При выборе клея для конкретного назначения и конкретных условий эксплуатации клееного изделия необходимо учитывать очень большое количество факторов. Не су...
подробнее   >>>
 


все новости...
ГОЛОСОВАНИЕ

Кто лучше?

Дмитриев Сергей
Татьяна Лазаренко
Игорь Бондаренко
Антон Белоозерский
Егельская Светлана
Квартерон Эрзянский
Галина Бондарева
Ирина Саянова
Евгений Артемьев
Каражай Асет
Ботагоз Еримбетова
Елена Комолова
Семенник Анна
Карев Александр
Евгений Огоньков
Мельникова Диана
Бондаренко Игорь Михайлович
Алексей Зверев
Вячеслав Ковалев
Александр Семенов
Кропотова Валентина
Оксана Гончарук
Вадим Василенко
Илья Пикалев
Роза Шукурова
Дмитрий Раздорских
Маринка
Людмила Конопацкая
Анна Нербе
Гареева Камила
Егорова Арина
Александр Георгиев
Николай Бодров
Большакова Юля
Владислав Власенко
Александр Малышев
Агата Даймонд
Ольга Адоевская

 

 

Стилистические приемы и уровневая система языка

По справедливому мнению академика В.В.Виноградова, «стилистика является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной речевой культуры».
В последнее время выделяется множество отраслевых разделов стилистики: стилистика текста, историческая стилистика, сопоставительная стилистика, стилистика кодирования и т.д.
Однако традиционно считается, что стилистика как наука и учебная дисциплина вбирает в себя четыре главных взаимодополняющих направления.
1. Стилистика структурная (стилистика языка, стилистика ресурсов) - учение о маркировках, стилистических значениях и систематизации стилистически отмеченных средств, стилистические потенции синонимов, антонимов.
2. Практическая, или прикладная, стилистика - учение о нормативном использовании языковых средств и устранении ошибок разных типов (речевых, стилистических и т.д.) в устной и письменной речи.
3. Функциональная стилистика - учение о функционировании языковых средств в зависимости от сферы и области употребления. Данная область знаний предполагает изучение функциональных стилей.
4. Стилистика художественной речи (или «языка художественной литературы») - экспрессивная стилистика. Она исследует средства и способы создания выразительности речи.
Риторика, как и стилистика художественной речи, изучает экспрессивные средства в ораторском искусстве, т. е. важным аспектом стилистики и риторики является учение о тропах и фигурах речи как способах или приемах «украшения речи».
Троп - средство выразительности, основанное на переносе значения, совмещении смыслов (аллегория, гипербола, литота, мейозис, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, эпитет и др.).
Фигуры речи - средства выразительности или приемы выразительности, основанные на соположении определенных единиц текста (сравнение, антитеза, оксюморон, зевгма, градация, эллипсис, умолчание, повтор, анадиплозис, полисиндетон, параллелизм, анафора, эпифора и т.д.).
Во времена античности выделялось множество других разновидностей выразительности речи: акростих, анаграмма, анаколуф, антифразис, антономасия, астеизм, брахилогия, гипербат, гис-терон-протерон, катахреса, металепсис, парадокс, полиптот, энал-лага, хиазм и др.
Многие из перечисленных способов художественной выразительности обнаружены и в старинных русских рукописях. В первой русской риторике Макария («Риторика преподавания в Славяно-греко-латинской академии XVIII в.») приводится следующая классификация (табл. 1.1):
 

В трех рукописях «Денисовы, Андрей и Семен. Риторика XVIII в.», «Краткое изъявление великого слова...», «Козьма, диакон. Книга риторского всекрасного златословия. XVIII в.» представлены следующие приемы (табл. 1.2):
 
 
Таким образом, интерес к проблеме «стилистические приемы и средства создания образности» имеет глубокие исторические корни. Современная лингвистика располагает разнообразными подходами к раскрытию темы. В данном учебном пособии мы предлагаем рассмотрение стилистических приемов в соотношении с понятием системности языка.
Язык представляет собой систему, состоящую из так называемых ярусов (уровней): фонетико-фонологического, лексикологического, морфологического, синтаксического.
Все ярусы находятся в строгой иерархии и взаимозависимости. Каждый ярус изучает отдельная лингвистическая дисциплина или несколько дисциплин. Иными словами, каждый ярус охватывается каким-либо разделом языкознания или определенной лингвистической отраслью.
Например, фонетико-фонологический ярус (его составляющими единицами являются звук, фонема) изучают в разделах «Фонетика», «Фонология», лексикологический ярус изучается в рамках «Лексикологии», «Семасиологии», «Ономастики», «Фразеологии» и т.д..
Справедливым, на наш взгляд, является утверждение М.Н.Кожиной: «Язык представляет собой настолько сложное и многогранное явление, что он изучается обычно не в целом, а с какой-либо одной стороны: логической, структурно-системной, психологической и т.д. Это естественно и, в общем, для науки правомерно (научное познание всегда расчленяет объект в процессе его изучения). Однако важно, чтобы сосредоточение на какой-либо одной стороне исследования не выдавалось за единственно правильное понимание языка».
Отличие стилистики от других научных дисциплин заключается главным образом в том, что она изучает все ярусы языка как бы «в разрезе».
Художественная речь является, как известно, живым воплощением языка, его реализацией, поэтому для характеристики художественной речи, а точнее идиостиля того или иного автора, важным будет анализ всех составляющих текста: звука, слога, морфемы, словоформы, словосочетания, предложения. Все здесь может быть значимым, создавать образ, являться речевой характеристикой, указывать на позицию автора.
Слово образ является аналогом латинского словаforma, ср. англ. form, figure, idea, image, vision. В славянских языках слово образ одного корня с глаголами резать, вырезать что-либо, т. е. придавать чему-либо форму.
В дальнейшем, опираясь на понимание «языка как единства системы и ее функционирования» (М.Н.Кожина), мы рассмотрим наиболее продуктивные стилистические приемы в русской и зарубежной художественной литературе, играющие важную роль в создании образа, иначе - придающие форму и «высвечивающие» содержание.
То есть в данной работе мы попытаемся объединить две области знаний, два направления в стилистике: стилистику структурную (ресурсную) и стилистику художественной речи.
«Стилистика - это душа любого языка», - такое известное фигуральное определение стилистике дал Р. А. Будагов. Если подражать данной метафорической формулировке, то, наверное, можно продолжить также метафорически, проведя следующую аналогию: языковые ярусы - нотный стан, единицы ярусов -ноты, но зазвучат эти ноты только тогда, когда мастер вдохнет в них жизнь, особым образом расставит эти ноты, подчинит законам музыки, использует определенные, известные ему виртуозные приемы. Поэзия и музыка родственны, древний исток у них общий - ритм.
Очень важно для нашего дальнейшего рассмотрения стилистических тропов, фигур, приемов, средств правильно понимать их сущность и отличать их: «Существует тяготение тех или иных языковых средств к выражению определенных стилистических фигур. Так, прием антитезы реализуется посредством антонимических пар, прием парономазии - с помощью паронимов, прием метафоры - за счет полисемии».
Следовательно, к средствам традиционно относят антонимы, синонимы, паронимы, многозначные слова, омонимы, гиперонимы, гипонимы и т.д. К приемам относят такие структурно-семантические отношения и такую речевую реализацию средств, в которых наилучшим образом реализуется экспрессия текста и авторский замысел: антитеза, антономасия, анафора, аллитерация, ассонанс, гипербола, градация, литота, мейозис, ирония, каламбур, парономазия, параллелизм, хиазм.
В современной филологии нет общепринятой точки зрения на природу, терминологическое обозначение и классификацию стилистических фигур. В широком смысле к фигурам относят любые обороты речи, влияющие на ее выразительность. С этой точки зрения в состав фигур речи входят и приемы, и тропы. В узком понимании стилистические фигуры - это синтагматически образуемые средства выразительности1: риторическое обращение (именительный темы), анадиплозис, полисиндетон, асиндетон и т.д. Здесь важно наличие синтагматической схемы, модели. Например: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... (сущ. в им. п. с выделительной интонацией + пауза + базовая часть: развитие темы (много в этом звуке слилось, в нем отозвалось) + пояснительная интонация).
С точки зрения системного подхода к исследованию выразительных средств языка / речи и их терминологическому обозначению целесообразно рассматривать понятия стилистической фигуры и тропа в качестве гипонимов (разновидностей) по отношению к родовому понятию (гиперониму) стилистического приема.
Мы разделяем точку зрения, которая отводит доминирующую роль приему. Прием в родовидовых отношениях причисляется к более широкому понятию - к роду. В ряде случаев одно и то же явление речевой выразительности исследователи относят и к приему, и к фигуре речи: например, каламбур. Терминологическое смешение приемов и фигур не носит, как нам кажется, принципиального характера. В дальнейшем мы, несомненно, будем стараться разделять данные понятия, но предпочтение отдавать термину «прием».
Язык представляет собой систему, состоящую из так называемых ярусов (уровней): фонетико-фонологического, лексического, морфологического, синтаксического и языковых единиц (от низшего к высшему, от простого к сложному: звук, слог, слово (фразеологизм), словоформа, словосочетание, предложение). Единицы языка будут считаться нами основополагающей частью стилистических приемов, «материалом», реализованным в художественной речи.
Анализ, проведенный на фонетико-фонологическом ярусе, показывает, что в речевом воплощении наиболее значимыми будут следующие стилистические приемы: аллитерация, ассонанс, парономазия (-зия), антономазия (-зия), анаграмма, гомойотелевт, акростих, палиндром.
Художественной реализацией, опирающейся на языковые единицы лексического яруса (слово и фразеологическую единицу), являются такие приемы, как каламбур, метафора, аллегория, ирония, гипербола, астеизм, антифразис, мейозис, литота.
Морфологический ярус охарактеризован нами разного вида повторами, такими, как, например, тавтологические сочетания, корневые повторы семи типов, анноминации, полиптоты. Кроме того, повтор показан в сочетании с другими приемами и фигурами речи (с антитезой, парадоксом, параллелизмом, подхватом, хиазмом).
Синтаксический ярус и его единицы: словосочетание и предложение представлены в структурном и семантическом аспекте при описании зевгмы, параллелизма, хиазма.
В данном пособии в той или иной степени развернутости рассмотрены самые разные приемы и средства создания словесной выразительности.
Вопросы
1. Какие направления и отрасли стилистики вы знаете?
2. Что такое троп?
3. Что такое фигура речи?
4. Что такое стилистический (риторический) прием?
5. Что такое языковое средство и речевое средство?
6. Что такое система и структура языка?
7. Какие уровни языковой системы вы знаете?
8. Какие единицы языка значимы на языковых уровнях?
9. Какие приемы и средства создания выразительности могут рассматриваться в аспекте понимания уровневой системы языка?

{LTS}

Читайте также:

Монастырский чай от всех недугов.

Маринка Записки влюбляющейся 1 2 Выразительные средста языка Приемы создания звуковой выразительности речи Звуковой символизм. Цветовое настроение текста Экспрессивные функции образных слов, принадлежащих тематической группе «цвет Желтый цвет Золотой 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАШИ АВТОРЫ
Егельская Светлана
Галина Бондарева
Антон Белоозерский
Ирина Саянова
Татьяна Лазаренко
Игорь Бондаренко
Дмитриев Сергей
Евгений Артемьев
Каражай Асет
Ботагоз Еримбетова
Елена Комолова
Квартерон Эрзянский
Семенник Анна
Карев Александр
Евгений Огоньков
Мельникова Диана
Бондаренко Игорь Михайлович
Алексей Зверев
Вячеслав Ковалев
Александр Семенов
Кропотова Валентина
Оксана Гончарук
Вадим Василенко
Илья Пикалев
Роза Шукурова
Дмитрий Раздорских
Маринка
Людмила Конопацкая
Анна Нербе
Гареева Камила
Егорова Арина
Александр Георгиев
Николай Бодров
Большакова Юля
Владислав Власенко
Александр Малышев
Агата Даймонд
ПАРТНЕРЫ

Хотите научиться первоклассному маникюру, хотите узнать как быть красивой и нравиться окружающим? Тогда вам сюда! Просто кликните чтобы стать красивой.

 

Рейтинг@Mail.ru Пособие о борьбе с алкогольной зависимостью Современный сельскохозяйственный комплекс Как жить без аллергии Женский маникюр, дизайн ногтей, nail-art [You are welcome] Анализ аудитории сайта Находится в каталоге Апорт